Способы достижения единства (по Э.Фромму)



Человек принадлежит к царству животных. Целью жизни животного является удовлетворение всех его физиологических потребностей – голод, жажда и совокупление. Жизнь же человека как существа, которое обладает разумом, в отличие от всех остальных существ животного мира, не может протекать настолько примитивно и заключаться лишь в удовлетворении своих физиологических потребностей и инстинктивных побуждений. Чтобы человек ощущал себя целостным и здоровым ему нужно что-то еще, помимо  одного насыщения своей животной природы.

В равной степени человек принадлежит животному миру и некой «высшей природе», то есть ему присущи как и животные (физические, инстинктивные), так и духовные потребности. Поэтому  даже абсолютное удовлетворение его физиологических потребностей не обеспечит ему полного ощущения личной целостности, счастья и гармонии, если не будут также удовлетворены его духовные стремления и побуждения.
Что это за потребности, как и в каких формах они проявляются очень точно описал Эрих Фромм.

Итак, по Фромму главной движущей потребностью человека является его стремление преодолеть свою пассивную природу – стремление к трансценденции. Трансценденция, которая, как уже говорилось, является потребностью человека превзойти свое положение пассивного создания, проявляется и выражается в двух противоположных направлениях – созидании и разрушении. То есть человек в первую очередь стремится подняться над своей животной природой. Но делать он может это по-разному – через созидание, то есть творчество или разрушение (чаще всего некоторые индивиды выбирают путь разрушения при препятствиях, встречающихся на выбранном ими вначале пути к созиданию). Таким образом, человек имеет абсолютную свободу и право выбора – любить или ненавидеть, создавать или разрушать.

Основной потребностью человеческого существа является его стремление преодолеть свою пассивную природу.


Следующей потребностью по теории Фромма является стремление индивида к единству с другими живыми существами, себе подобными и миром в целом. Именно от неспособности правильно удовлетворить эту потребность многие люди часто сталкиваются с различными психологическими проблемами, не ощущают себя целостными и счастливыми или пускаются в стадный конформизм (об этом далее буду писать подробнее).
«Необходимость единства с другими живыми существами, связанности с ними – насущнейшая потребность, от её реализации зависит психическое здоровье человека» (Э. Фромм)
Человек может достигать единства различными способами:
- через подчинение (мазохизм);
- через власть и доминирование (садизм).
Человек может подчиняться чему угодно – другому человеку, группе, учреждению, Богу. Точно также он может и управлять этими же категориями, то есть проявлять садистскую концепцию. Но, движимый любой из этих страстей, в действительности он становится зависимым от других людей. Вместо развития и осознания собственной идентичности, он попадает в зависимость от тех, кому подчиняется или кем управляет. Поэтому окончательным результатом таких попыток обрести единство является полное поражение.
«Любовь – единственная страсть, которая удовлетворяет потребность человека в его единстве с миром» (Э. Фромм)
Фромм определяет любовь как единство с кем-то или чем-то вне самого себя при условии сохранения отделенности и целостности собственного Я.
Такие способы достижения единства через подчинение или же наоборот через доминирование являются формами симбиотического союза. Рассмотрим это подробнее. Симбиотический союз (в биологии) – это взаимоотношения между беременной матерью со своим плодом. Их двое, и все же они – одно. Они существуют «вместе» (симбиоз), они нужны друг другу. При психологическом симбиозе тела не связаны друг с другом, но существует сходная психологическая привязанность. Есть две формы симбиотического союза в психологии:

§        Пассивная – подчинение (мазохизм). Выбирая этот путь, человек отказывается от собственной целостности, становится орудием кого-то или чего-то существующего вне его самого; он не должен решать проблему жизни путем созидательной деятельности. Не важно, кто тот человек, которому он подчиняется, Бог или смертный, все равно его власть возрастает, он – все, я – ничто;
§        Активная – господство (садизм). В этом случае человек, который выступает садистом, стремится избежать одиночества, ощущения несвободы, превращая другого человека в свою неотъемлемую часть. Вбирая в себя другого, который боготворит его, он неизмеримо увеличивает собственную значимость.

Эти две формы прямо зависимы друг от друга. Более того, один и тот же человек может быть как и садистом так и мазохистом – обычно по отношению к разным объектам. Например, Гитлер относился к людям в основном как садист, но его отношение к судьбе, истории, «высшей власти» природы было мазохистским.

Есть также и другие способы преодоления ощущения отделенности ради обретения единства:

§        оргиастические состояния (алкоголизм, наркомания, секс без любви и пр.). Все формы оргиастического единения являются интенсивными и неистовыми, но они преходящи и периодичны, они приносят лишь временное удовлетворение и облегчение, захватывая всю личность – и душу и тело;
§        конформизм (в таком союзе индивидуальное «Я» в большей степени исчезает, возникает цель – принадлежность к стаду. На самом деле люди стремятся к согласию с группой, к конформизму, в гораздо большей степени, чем их к этому принуждают, по крайней мере в западных демократиях);
§        творческая деятельность (в процессе любой творческой деятельности творец сливается со своим материалом, представляющим внешний мир. Такое единение, хоть и достигнутое в процессе созидательной деятельности, не распространяется на других людей.

Таким образом, все эти способы хоть и часто используются людьми (вследствие заложенной в нас природной потребности ощущать единство со всем живым), не являются эффективными и не приносят своих результатов. 

Так как единственным способом достижения единства и избавления от чувства отделенности является любовь, при условии сохранения целостности собственного Я.
О конформизме и осознании собственной целостности и идентичности читайте в следующих статьях. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ: Карен Хорни: невротическая личность нашего времени

Комментарии