Человек принадлежит к царству животных. Целью жизни животного является удовлетворение всех его физиологических потребностей – голод, жажда и совокупление. Жизнь же человека как существа, которое обладает разумом, в отличие от всех остальных существ животного мира, не может протекать настолько примитивно и заключаться лишь в удовлетворении своих физиологических потребностей и инстинктивных побуждений. Чтобы человек ощущал себя целостным и здоровым ему нужно что-то еще, помимо одного насыщения своей животной природы.
В равной степени человек
принадлежит животному миру и некой «высшей природе», то есть ему присущи как и
животные (физические, инстинктивные), так и духовные потребности. Поэтому даже абсолютное удовлетворение его
физиологических потребностей не обеспечит ему полного ощущения личной
целостности, счастья и гармонии, если не будут также удовлетворены его духовные
стремления и побуждения.
Что это за потребности, как и в
каких формах они проявляются очень точно описал Эрих Фромм.
Итак, по Фромму главной движущей потребностью человека является его стремление преодолеть свою пассивную природу – стремление к
трансценденции. Трансценденция, которая, как уже говорилось, является
потребностью человека превзойти свое положение пассивного создания, проявляется
и выражается в двух противоположных направлениях – созидании и разрушении.
То есть человек в первую очередь стремится подняться над своей животной
природой. Но делать он может это по-разному – через созидание, то есть
творчество или разрушение (чаще всего некоторые индивиды выбирают путь
разрушения при препятствиях, встречающихся на выбранном ими вначале пути к
созиданию). Таким образом, человек имеет абсолютную свободу и право выбора –
любить или ненавидеть, создавать или разрушать.
Основной потребностью человеческого существа является его стремление преодолеть свою пассивную природу.
Следующей потребностью по теории
Фромма является стремление индивида к единству
с другими живыми существами, себе подобными и миром в целом. Именно от
неспособности правильно удовлетворить эту потребность многие люди часто
сталкиваются с различными психологическими проблемами, не ощущают себя
целостными и счастливыми или пускаются в стадный конформизм (об этом далее буду
писать подробнее).
«Необходимость единства с другими живыми существами, связанности с ними – насущнейшая потребность, от её реализации зависит психическое здоровье человека» (Э. Фромм)
Человек может достигать единства
различными способами:
- через подчинение (мазохизм);
- через власть и доминирование
(садизм).
Человек может подчиняться чему
угодно – другому человеку, группе, учреждению, Богу. Точно также он может и
управлять этими же категориями, то есть проявлять садистскую концепцию. Но,
движимый любой из этих страстей, в действительности он становится зависимым от других людей. Вместо
развития и осознания собственной идентичности, он попадает в зависимость от
тех, кому подчиняется или кем управляет. Поэтому окончательным результатом
таких попыток обрести единство является полное поражение.
«Любовь – единственная страсть, которая удовлетворяет потребность человека в его единстве с миром» (Э. Фромм)
Фромм определяет любовь как единство с кем-то или чем-то вне самого
себя при условии сохранения отделенности
и целостности собственного Я.
Такие способы достижения единства
через подчинение или же наоборот через доминирование являются формами симбиотического союза. Рассмотрим это
подробнее. Симбиотический союз (в
биологии) – это взаимоотношения между беременной матерью со своим плодом. Их
двое, и все же они – одно. Они существуют «вместе» (симбиоз), они нужны друг
другу. При психологическом симбиозе
тела не связаны друг с другом, но существует сходная психологическая
привязанность. Есть две формы симбиотического союза в психологии:
§
Пассивная
– подчинение (мазохизм). Выбирая этот путь, человек отказывается от
собственной целостности, становится орудием кого-то или чего-то существующего
вне его самого; он не должен решать проблему жизни путем созидательной
деятельности. Не важно, кто тот человек, которому он подчиняется, Бог или
смертный, все равно его власть возрастает, он – все, я – ничто;
§
Активная
– господство (садизм). В этом случае человек, который выступает садистом,
стремится избежать одиночества, ощущения несвободы,
превращая другого человека в свою неотъемлемую часть. Вбирая в себя другого,
который боготворит его, он неизмеримо увеличивает собственную значимость.
Эти две формы прямо зависимы друг от друга.
Более того, один и тот же человек может быть как и садистом так и мазохистом –
обычно по отношению к разным объектам. Например, Гитлер относился к людям в
основном как садист, но его отношение к судьбе, истории, «высшей власти»
природы было мазохистским.
Есть также и
другие способы преодоления ощущения отделенности ради обретения единства:
§
оргиастические
состояния (алкоголизм, наркомания, секс без любви и пр.). Все формы
оргиастического единения являются интенсивными и неистовыми, но они преходящи и
периодичны, они приносят лишь временное удовлетворение и облегчение, захватывая
всю личность – и душу и тело;
§
конформизм
(в таком союзе индивидуальное «Я» в большей степени исчезает, возникает цель –
принадлежность к стаду. На самом деле люди стремятся к согласию с группой, к
конформизму, в гораздо большей степени, чем их к этому принуждают, по крайней
мере в западных демократиях);
§
творческая
деятельность (в процессе любой творческой деятельности творец сливается со
своим материалом, представляющим внешний мир. Такое единение, хоть и
достигнутое в процессе созидательной деятельности, не распространяется на
других людей.
Таким образом, все эти способы
хоть и часто используются людьми (вследствие заложенной в нас природной
потребности ощущать единство со всем живым), не являются эффективными и не
приносят своих результатов.
Так как единственным способом
достижения единства и избавления от чувства отделенности является любовь, при условии сохранения
целостности собственного Я.
О конформизме и осознании
собственной целостности и идентичности читайте в следующих статьях.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ: Карен Хорни: невротическая личность нашего времени
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ: Карен Хорни: невротическая личность нашего времени
Комментарии
Отправить комментарий