Эгоизм и любовь к себе: в чем разница?



Принято считать, что эгоистичные люди – это люди, которые любят только себя и думают только о себе. На самом деле это одно из самых глубоких заблуждений. Эта статья откроет вам новый взгляд на понятие эгоизма и настоящей любви к себе.
Для начала приведу слова Эриха Фромма:
«Эгоизм - это не любовь к себе, а прямая ее противоположность. Эгоизм - это вид жадности, и, как всякая жадность, он включает в себя ненасытность, в результате которой истинное удовлетворение в принципе недостижимо. Алчность - это бездонный, истощающий человека колодец; человек тратит себя в бесконечных стараниях удовлетворить такую потребность, которая не удовлетворяется никогда. Внимательное наблюдение показывает, что эгоист, хотя он всегда усиленно занят собой, никогда не бывает удовлетворен. Он всегда беспокоен, его постоянно гонит страх где-то чего-то недобрать, что-то упустить, чего-то лишиться; он преисполнен жгучей зависти к каждому, кому досталось больше. Если присмотреться еще ближе, заглянуть в динамику подсознания, мы обнаружим, что человек такого типа далеко не в восторге от себя самого, что в глубине души он себя ненавидит. Загадка этого кажущегося противоречия разрешается очень легко: эгоизм коренится именно в недостатке любви к себе. Кто себя не любит, не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя».
А ведь действительно эгоизм не имеет ничего общего с адекватной и здоровой любовью к себе, которая проявляется не в том, что «все вокруг мне что-то должны», а в понимании и осознании своей ответственности за самого себя – за свое личное счастье и развитие.
Если я люблю себя, я забочусь о себе – о своем физическом, психологическом и ментальном здоровье.
Если я люблю себя, я знаю, что состояние моего счастья зависит только от меня – не от моих родителей/любимого человека/друзей/знакомых/коллег и т.д., а именно от меня самой.
Если я люблю себя, я внимательно отношусь к своим чувствам, потребностям, мечтам и желаниям. Я не критикую себя, но всегда ищу пути для личного совершенствования.
Человек, который любит себя, развивается. Эгоист деградирует.

Тот, кто любит себя, ставит прежде всего требования к себе. Эгоист ставит требования другим.
Любовь к себе подразумевает действие в сторону прогресса. Эгоизм – это регресс.
Любить себя – это не значит лежать целыми днями на диване, есть тортики, смотреть сериалы и говорить «я не хочу напрягаться, я же люблю себя, а значит, я могу себя пожалеть». Думаю, вы понимаете, что речь идет, конечно же, не о такой «любви к себе».
Любить – это действовать. Всегда. Чего или кого бы это не касалось. Пассивность – это не любовь.
Когда я умею качественно любить себя, когда я могу позаботиться о себе (не только о своих физических нуждах, но и об эмоциональных и духовных), когда я могу поддержать и услышать себя, тогда я могу проявлять всё это к другим людям и только тогда я могу любить других.
Когда я не люблю и обесцениваю себя, любить других я тоже не могу. Скорее я буду требовать, чтобы все любили меня. А это – уже эгоизм.
Если я люблю себя, я всецело принимаю себя и не осуждаю, а следовательно, тогда я могу принимать и других людей.
Если я люблю себя, я уважаю себя, свои мысли, чувства и границы, а значит, могу проявлять это уважение и к другим.
Если я люблю себя, я доверяю себе, а значит, я могу доверять другим.
Понимаете цепочку? Сперва – с себя, потом – к другим. Только так.
Развивая в себе адекватную и здоровую любовь к себе, мы учимся по-настоящему любить других, независимо ни от чего.

Комментарии